Зенитный пушечный ракетный комплекс (ЗПРК) "Тунгуска-М1" (последняя модификация ЗПРК "Тунгуска") предназначен для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, и в первую очередь вертолетов огневой поддержки и штурмовой авиации, действующих на предельно малых, малых и средних высотах, а также для стрельбы по легкобронированным наземным и надводным целям.
Комплекс обеспечивает стрельбу с места, коротких остановок и в движении зенитными автоматами в любое время суток и любых погодных условиях и ракетами с места - в условиях визуальной видимости.
ЗРПК Тунгуска-М1" состоит из:
- боевых средств;
- средств технического обслуживания и ремонта;
- учебно-тренировочных средств.
К боевым средствам ЗПРК относятся:
- зенитная самоходная установка (ЗСУ)2С6М1;
- зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М311-1М;
- 30-мм выстрелы;
Основу ЗПРК составляет ЗСУ 2С6М1. Она предназначена для поражения летательных аппаратов, летящих со скоростями до 500 м/с, на высотах до 3000 м и дальностях до 4000 м зенитными автоматами, и на высотах до 3500 м и дальностях до 10000 м - ракетами. Зенитная самоходная установка может также использоваться для поражения подвижных и неподвижных наземных и надводных целей.
В процессе боевой работы аппаратура ЗСУ обеспечивает:
- прием, обработку и отображение телекодовой информации координации боевых действий, передаваемой с унифицированного батарейного командирского пункта (УБКП), и передачу на него координат обнаруженных и сопровождаемых целей и служебной информации донесений;
- радиолокационный круговой обзор воздушного пространства, поиск и обнаружение воздушных целей;
- определение государственной принадлежности воздушных целей;
- выбор воздушной цели для обстрела (по целеуказанию от УБКП или автономно), захват и сопровождение выбранной цели по радиолокационному и (или) оптическому каналам;
- обстрел и поражение воздушной цели ракетным и (или) пушечным вооружением;
- помехозащищенность от пассивных, активных, несинхронных импульсных и оптических помех;
- постоянное ориентирование и топопривязку ЗСУ на местности.
ЗСУ собрана на бронированном гусеничном шасси ГМ-352М1, имеющем гидромеханическую трансмиссию с гидрообъемным механизмом поворота и гидроамортизаторами ходовой части, обеспечивающими движение вперед и назад на четырех передачах, бесступенчатый поворот, разворот машины на месте, высокую проходимость, маневренность, плавность хода и возможность ведения радиолокационной разведки воздушных целей и огня в движении. Гусеничная машина снабжена системами электропитания, навигации, внешней и внутренней связи, вентиляции и обеспечения микроклимата, средствами наблюдения, противоядерной, противохимической и противобактериальной защиты, противопожарным оборудованием.
В состав радиолокационной системы ЗСУ входят радиолокационная станция обнаружения и целеуказания, наземный радиолокационный запросчик, радиолокационная станции сопровождения целей. РЛС обеспечивает поиск, обнаружение, опознавание, сопровождение воздушных целей, выдачу их координат в цифровую вычислительную систему (ЦВС) и передачу на борт ракеты команд управления полетом.
Цифровая вычислительная система предназначена для решения задач управления и стабилизации вооружения, оптического прицела и радиолокационных средств, выработки команд управления полетом ЗУР при боевой работе, а также для проверки правильности функционирования систем ЗСУ в контрольных режимах.
Система измерения углов качек обеспечивает измерение углов крена и курса ЗСУ и передачу их значений в ЦВС при стрельбе на месте и в движении.
Оптический прицел, состоящий из прицельно-оптического оборудования, системы наведения и стабилизации оптического прицела и двухканальной аппаратуры выделения координат (инфракрасного пеленгатора) ЗУР, предназначен для обнаружения и сопровождения по оптическому каналу Цели и ракеты, определения и выдачи их координат в ЦВС для решения задач управления огнем и выработки команд управления полетом ракеты.
Шифратор служит для преобразования вырабатываемых ЦВС команд управления полётом ЗУР в кодовые посылки и выдачи их в радиолокационную станцию сопровождения цели для передачи на борт ракеты.
Силовые следящие приводы предназначены для наведения башни в горизонтальной плоскости и зенитных автоматов или направляющих контейнеров ЗУР в вертикальной плоскости. Сигналы управления силовыми следящими приводами вырабатываются по данным, поступающим от ЦВС. Аппаратура телекодового приема и передачи данных обеспечивает информационное и техническое сопряжение ЗСУ с УБКП.
Два 30-мм двуствольных автомата составляют пушечное вооружение ЗСУ. Питание автоматов ленточное, из специальных коробов. Зенитный автомат представляет собой оружие, в котором запирание канала ствола, извлечение из патронника стреляной гильзы и отражение ее, подача патронной ленты в приемник и досылание очередного патрона в патронник осуществляются автоматически.
ЗУР 9М311-1М предназначена для поражения визуально наблюдаемых воздушных целей и представляет собой бикалиберную двухступенчатую ракету с отделяемым твердотопливным ракетным двигателем, выполненную по аэродинамической схеме "утка", помещенную в герметичный транспортно-пусковой контейнер.
В ЗПРК применена полуавтоматическая радиокомандная с оптической линией связи система управления полетом ЗУР. При пуске ЗУР световой поток от факела работающего двигателя на разгонном участке полета ЗУР или от специального инфракрасного фонаря, включающегося на ЗУР после отделения двигательной установки, попадает в поле зрения инфракрасного пеленгатора, оптическая ось которого совмещена с оптической осью прицела ЗСУ, и преобразуется в электрические сигналы пропорциональные отклонению ЗУР от линии визирования цели. Эти сигналы поступают в ЦВС для выработки команд управления полетом ЗУР. Бортовая аппаратура ЗУР производит декодирование команд управления полетом ЗУР, преобразование их в механические моменты сил, выводящие ракету на линию визирования цели. Поражение цели осуществляется боевым снаряжением ракеты, состоящим из боевой части, радиолокационного неконтактного и контактного взрывателей.
Ракета 9М311-1М поставляется в войска в транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.